Мысли вслух - обо всем понемногу



Обновляется по мере появления идей, 21.01.13, начато 09.03.10



Надо быть бдительным


В течение нескольких месяцев при просмотре предложений на западном рынке нарастало чувство озадаченности и, наконец, оно оформилось в мысль - в последнее время из Японии предлагается много неубедительных предметов откровенно сомнительного происхождения.
Экономический кризис снизил спрос на нихонто в Японии. Например, один японский дилер, два года назад имевший в предложении 250 клинков, сегодня держит их менее сотни. Другой дилер, прежде не продававший катана дешевле 7 тысяч евро, сегодня не брезгует предлагать клинки за 2 тысячи. Но эти два уважаемых человека соблюдают характерную для японцев щепетильность и всячески стремятся сохранить лицо. Многие японские дилеры, прежде не работавшие с иностранцами, сегодня стали более открытыми.
Но есть и новое явление, набирающее объем. Клинки с сертификатами, но какие-то неубедительные, мэнуки плохого литья (китайский ширпотреб не в счет), состаренные цубы, бездарно лакированные или покрашенные под японский лак ножны, сборные косираэ, сочетающие совершенно не сочетаемые детали, - еще полгода назад такого количества мусора на рынке не было. Я не знаю, кто продает ЭТИ предметы, но предложение выросло в разы.
Музейные работники знают особое чувство, когда предмет при его хорошей сохранности не вызывает сомнения в его подлинности, а вещь, побитая жизнью, тем не менее сразу настораживает. Неизвестно как и не объяснить почему, но чувствуешь, что это обманка, фальшак. Вот таких предметов сегодня стало появляться много. Будьте внимательны!




Никогда не будет удовлетворительно


Все мы, интересующиеся японским мечом европейцы, всегда будем испытывать острый дефицит информации. Японцам не обязательно покупать мечи и книги, чтобы быть в трэнде или в теме. С их системой публичных библиотек и тысячами книг, а также при обилии экспозиций с доступными кураторами и лекторами, они имеют безграничные возможности для получения знаний. Желание европейских любителей иметь много информации об отдельных школах и кузнецах, а еще получить возможность самостоятельно отличить подделку по подписи на хвостовике, малореализуемо.
Физические возможности европейских популяризаторов нихонто ограничены. Школ японских кузнецов великое множество. По большинству из них в Японии за продолжительное время многими специалистами изданы отдельные объемные книги. В них обсуждаются не только исторические нюансы, но и особенности каждого мастера вплоть до их манеры написания имен на хвостовиках. Подобные книги надо бы переводить, но авторские права и ограниченность спроса автоматически приведут к заоблачным ценам и бесплатному скачиванию в интернете. Рискнувший издатель, несомненно, с этим проектом окажется в минусе. Только общие книги, где каждой школе уделено по нескольку абзацев, могут считаться разумными в нашей среде.




Элитная движимость оптом и в розницу


Одна из самых дорогих цуб, которые я встречал на открытом рынке - Номура Канэнори со статусом Дзюё-тосогу за 63.000$ и комплект кодзука-когай за 41.000$:




А как иначе написать?


Иногда просматриваю рунет в поисках отзывов на мои книги. Встречаются суждения, достойные внимания. Например: попробовав применить имеющийся в книге "Экспертиза японского меча" материал на практике - т.е. при покупке меча, вынужден с грустью констатировать - содержание книги никак не соответствует названию и буквально ничем не может помочь при оценке предлагаемых к продаже экземпляров. Материал именно что описательный - это хорошо для справочника или энциклопедии, но совершенно бесполезно в реальности.
Если я правильно понимаю то, что в этой цитате названо предлагаемых к продаже экземпляров, то я отчасти согласен. Если специалистам НБТХК для настоящей экспертизы требуются клинки в идеальном состоянии, то что делать обычным людям?! На рынке в большом числе предлагаются мечи в состоянии, нуждающемся в усердной работе полировщика, с "заваленными" гранями, без хамон и видимой хада. Для подобных клинков "Экспертиза" мало чем поможет.
Вторая проблема заключается в том, что далеко не все клинки, будучи качественно полированными, демонстрируют многообразие хатараки. Особенно клинки кото зачастую отличаются спокойным сугуха и... и все! Сказать что-то больше можно лишь при наличии знаний.
Ведь даже такие термины как маленькая, увеличенная, удлиненная киссаки малопонятны из-за отсутствия точки отсчета или шкалы сравнения (в голове человека). Вот если-бы положить три клинка рядом и сказать, что у одного киссаки маленькая, а у второго удлиненная, у третьего увеличенная, и привязать это все к Камакура и Намбокутё, то человек быстро сориентируется. Но без реального предметного урока действительно трудно.
Цены на плохие клинки в России завышенные, а платежеспособность, с другой стороны, не велика. Дешевые клинки не демонстрируют красоты. За красоту всегда платят. Например, в Милане в 200 метрах от театра Ла-Скала вы можете зайти в магазин старинных мечей и увидите тати Ямато со статусом Дзюё ценой 70 тыс. евро в идеальном состоянии. Здесь "Экспертиза" вам пригодится. Но часто ли подобное вы видели в Москве?
О клинках в плохом состоянии многое можно сказать судя по их форме, весу, балансу, изгибу, состоянию и форме хвостовика. Хамон и хада недоступны, но остальное видно. Разобраться в этом сложно без багажа знаний, но что делать? Соответствующих курсов, лекций, коллоквиумов в России нет. В Японии есть - желающие вступают в клубы любителей меча, проходят передвижные выставки, приезжают лекторы из НБТХК и тд и тп. Нечто подобное есть в США, немного в Европе (Германия).

Не сочтите меня "озабоченным" из-за не раз использованного мною сравнения мечей с женщинами, но опять прибегну к нему. Отец (и друзья) может многому научить подрастающего сына, а сын может насмотреться множества фильмов и перечитать массу специальных статей, но пока не накопит собственного опыта в общении с девушками, он будет горевать, что вся эта помощь ему "буквально ничем не может помочь".



Таможенники Владивостока обнаружили самурайский меч в почтовой посылке


http://www.primorye24.ru/news/exclusive/print:page,1,24004-v-kanun-novogo-goda-tamozhenniki-obnaruzhili-samurayskiy-mech-v-pochtovoy-posylke.html
Владивосток, Приморье24. В канун Нового года почта - один из главных способов поздравить близких людей в других городах и странах. В прошлом году в Приморье было принято 40 тысяч посылок. Нагрузки растут ежегодно, и в этом году, за пять дней до наступления нового, число посылок уже превысило прошлогодний показатель. Как правило, жители Приморья и других регионов отправляют друг другу одежду и сувениры, но есть и те, кто не чужд экзотики. В одной из посылок таможенники обнаружили самурайский меч. "При таможенном досмотре мы обнаружили в посылке из Японии самурайский меч. Это было самое интересное задержание года. Пришлось даже провести экспертизу, которая подтвердила, что самурайский меч - это холодное оружие. Меч мы изъяли и было возбуждено дело об административном правонарушении", - рассказал корреспонденту ИА Приморье24 исполняющий обязанности начальника таможенного поста "Владивостокский железнодорожный почтамт" Андрей Степанюк.
Выражаю соболезнование пострадавшему в связи с постигшей его утратой. Есть ли другая страна в мире, где такие дремучие и убогие нормы регулирования перемещения коллекционного оружия? Сколько не говори, что граждане убивают друг друга кухонными ножами, а не коллекционными клинками, это все как горох об стену! А почему не запрещают бейсбольные биты? В России очень любят "играть" в бейсбол. Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит преубогийший законопроизвол.



Ну, если о музеях говорить, то...


...вот еще один учебник без страниц - Стокгольмский музей армии. Здесь не только множество достойных экспонатов, в том числе знамена русских армий. Впечатляют реконструкции - в полный рост фигуры солдат разных эпох в полном обмундировании. Сильно! В этой связи уместно вспомнить эмоционально, с силой в голосе высказанное одним, всем нам известным хранителем оружейных фондов одного российского музея, мнение, что музеи - это хранилища артефактов, а не их демонстраторы. Помню эту фразу и убежденность уже несколько лет - спорить было бессмысленно. У меня есть только один вопросик - если, например, в Эрмитаже выставлено лишь 10% экспонатов, то на кой хрен кучу золотых денег из казны государевой было потрачено на покупку всех этих шедевров?! Лучше бы дороги построили для пипла и школы для пацанят. Или не говорите нам, что это общее народное достояние. В том же Эрмитаже в загашниках столько роскошных доспехов, рапир, двуручных мечей в идеальной сохранности... и кто их видел... и увидит ли когда-либо! Если музеи - хранилища артефактов, то для кого хранят? Люди рождаются, проживают жизнь и умирают, так и не узнав, что все это, согласно Конституции достояние народа, вообще существует. А в Рыцарском зале Эрмитажа рыцарь на коне в максимиллиановском доспехе вооружен папенхаймер-рапирой. Вопрос - куда ее воткнуть в бою при таком идеальном доспехе? Что-то я очень сильно сомневаюсь, что они совместимы хоть как-то.




Музей - многим музеям Музей.


Музей армии в Брюсселе - это нечто особенное. Небольшая, но качественная коллекция средневекового оружия и доспехов, достойная коллекция оружия 1 мировой войны (где еще увидишь первые английские танки), впечатляющая коллекция русского оружия и предметов царской семьи (дар Бельгии от русских эмигрантов, на спонсорские деньги бельгийцев и их активном давлении на руководство Музея превратившийся в ценную экспозицию)...

...и все, что касается наполеоновских войн и 19 в. Экспонатов так много и они все столь достойные, что...руки опускаются. Здесь бы палатку поставить и пожить недельки две! Есть еще один зал, где в деталях продемонстрировано, как сабли и ружья делались. Клинки - от куска дамасской стали до полированного конечного изделия, а также рукоять, латунный эфес, ножны кожаные и металлические. То же относится к оружейным стволам, замкам, прикладам. Даже лошадиных подков штук 50 представлено. Все так подробно и умно изложено, что если у посетителя останется вопрос после такой экспозиции, то это его беда. Короче, МВД России в полном составе от этих моих строк начинает нервно тянуться к валидолу. И ничего, живут брюссельцы без свадебной пальбы перед королевским дворцом.
Но пишу я об этом музее и об этом зале не просто от избытка чувств. "Оказывается" :) типичный клинок французской сабли перед закалкой изогнут в обратную сторону (внутрь лезвия) подобно тому, как это имеет место в Японии. Во время закалки его "выворачивает" должным образом. Было приятно на предметах убедиться, что железо, что в Японии, что во Франции, - это все тоже двухвалентное железо из таблицы Менделеева и его свойства не меняются.




Умеют же люди деньги делать!



При желании самостоятельно вникнуть в тематику японского меча, изучающий попадает на "минное поле" не только при покупке клинков, но и литературы. Опасность здесь не в приобретении фальшака, конечно же, но в переплате. Так как реальное положение дел с книгами в Японии европейцам не известно, есть опасность такого рода:
На Ибэе книга "Бидэн-Итимондзи" продается за 150$ плюс дешевая доставка из Японии -
http://www.ebay.com/itm/New-Bizen-Ichimonji-Tsuba-Koshirae-Japanese-Sword-Book-Publication-end-/230886501191?pt=US_Nonfiction_Book&hash=item35c1e86b47.
Там же, на Ибэе она предлагается за 650$ с бесплатной доставкой из Японии (сейчас прослезюсь от щедрости продавца)-
http://www.ebay.com/itm/Sword-Catalogue-Bizen-Ichimonji-Tsuba-Koshirae-/181037688861?pt=US_Nonfiction_Book&hash=item2a26afe81d.
В то же время в Японии эту книгу, новую и пахнущую типографской краской продают за, примерно, 40$ -
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:Asz4xwaLfSMJ:www.katana-hattori.com/book/bookichimonji_01.html+&cd=19&hl=en&ct=clnk&gl=lv.
Вообще, подобных стервятников (уверен на 90% что в данных двух примерах это европейцы, в Японии живущие некоторое время) много не только в торговле книгами, но и цубами, и проч. Потенциальный покупатель - это розовощекий романтик, которого многие стремятся раздеть, разуть, пососать кровь, лишить энергии, и безвольного, потрепанного и нищего оставить на выходе с рынка с гнутой ржавой железякой под названием Японский меч в дрожащих руках.



Архиепископ Николай Японский и японистика



Избранные труды святителя Николая, написанные им на рубеже веков перед великими потрясениями в России. Если кого-либо интересует не только внешняя сторона (секи башка, круши стены, вспарывай животы), но хочется понять весьма своеобразный японский народ, рекомендую книгу к прочтению. Те выводы, к которым с трудом приходишь в течение десятилетий, оказывается, более ста лет назад уже были ясно изложены архиепископом Николаем. Поражает его умение простым и богатым русским языком увлекательно писать о сложном, с уважением к японскому народу подшучивать над его слабостями, искренне радоваться и восхищаться его многочисленным достижениям.
Были же люди в той России!!! Умели видеть целое, не заслоненное многочисленными деталями повседневности, умели излагать свое мнение уважительно, умиротворенно и не заумно. Нам, нынешним, что с идеологизированной советской, что с нынешней "продвинутой" тестовой системой образования до них как червякам до неба.



Еще раз о "пышных" клинках Мино :))


Один японский дилер продает такой меч:

Описание клинка содержит следующее: "Канэмото 1-й из Мино, ок 1492 г., любимец самураев и даймё Такэда Сингэн, Тоётоми Хидэёси, Маеда Тосимаса, ниэдэки сугуха с толстым ниоикути". Стиль закалки здесь - копия Канэнори, о котором я писал одним постом раньше. Я помещаю здесь этот пост как свидетельство в пользу моего убеждения в том, что скромный не яркий меч для истинного самурайского духа уместен как никакой другой. Имена перечисленных известных даймё эпохи Сэнгоку говорят сами за себя.



Почему меня нет на форумах.


Потому что на форумах громко слышно тех людей, которые не умеют работать с широко доступным материалом, но торопятся о себе заявить. Для иллюстрации я выделил две темы, потому что они хорошо иллюстрируют отношение к предмету и могут быть полезны многим в качестве примера.
1. Мечи Мино имеют сугуха-хамон и скромные? Один участник форума заявил, что Баженов ошибается и это не так. При этом он пишет о себе, что он в японских мечах не разбирается!!! Так как для этого человека очень важна англоязычная лит-ра, берем Kokan Nagayama “The Connoisseur`s Book of Japanese Swords”.
На стр. 101 читаем: “Suguha in nioi deki - ...Zenjo Kaneyoshi, The Sue-Seki school…Suguha with mixed fushi (knob) or togari-ba – Seen mainly in the work of Mino-den smiths”
На стр. 218 еще читаем о школе Сэки-Мино: «With suguha tempering, this looks like works of the Tegai school…”.
На стр. 220 видим рисунок кузнеца Канэсада из Мино конца периода Муромати с таким прямым хамон (хамон тогари-ба является сугуха с несколькими флуктуациями), а также читаем в описании школы Дзэндзё о сугуха-хамон.
В данной ситуации самоуверенному заявителю остается продолжить свою практику и объявить, что Нагаяма ошибается. Или вспомнить скромность, ведь заявитель в японских мечах не разбирается, но много о них поучает.
Я не стал бы все это писать, если бы здесь не скрывалась интересная тема. Действительно, в качестве примера скромных клинков, можно было бы привести традицию Ямасиро, но я сравниваю пышные тёдзи Бидзэн и скромные сугуха Мино. Дело в том, что мои посты ориентированы в помощь коллекционерам, имеющим деньги и покупающим клинки. На рынке (я говорю о кото и Гокадэн) присутствует большое число мечей именно Бидзэн и Мино. Доля мечей Ямасиро очень мала. Если убрать сточеные и дефектные, достойных покупки еще меньше. А скромных (этой точки зрения придерживается и Kanzan Sato) мечей Мино много.
Кузнецы провинции Мино были многочисленны и плодотворны. Их творчество видно во многих провинциях. Буквально сейчас у меня под руками меч Канэнори из Этидзэн со статусом Токубэцу Ходзон. Это Канэнори из школы Сэки в Мино, который сопровождал Ода Нобунагу в завоевании провинции Этидзэн. У него спокойный сугуха-хамон, плотный, напряженный, но без хатараки. И дзиганэ такая же. Этот стиль в разговорном обсуждении именуется как «нежный летний бриз». Кузнец остался жить в Этидзэн. Так это меч Мино или меч Этидзэн? Или меч Этидзэн в стиле Мино? Вот о чем следует хорошо подумать.
2. Другой форумчанин завил, что Баженов ошибается, так как никакой удлиненной киссаки Намбокутё на фотографии нет (см. предыдущие посты ниже). Отсылаю его сюда: http://bajenof.narod.ru/parametri_klinkov.html/Tegai.jpg Удлиненная не значит длинная. При ширине сакихаба 2 см. вот эта киссаки и является удлиненной, потому что в предыдущий период Камакура киссаки были короче в высоту. Это как «большой бриллиант» - он размером не с ладонь, а меньше ногтя мизинца. Но все равно он большой.
Эти два примера иллюстрируют низкий уровень знаний и умения работать самостоятельно с доступной литературой и источниками. Это не темы вроде всех творческих имен кузнеца Хории Тосихидэ или почему кузнец Тайкэй Наотанэ в Осака использовал один какихан, а в Киото другой....Это темы, которые давно должны были быть изучены и закрыты, но ... если бы я был преподавателем, то не менторским тоном говорил с такими учениками, а влепил бы неуд в зачетку без лишних слов.



Мутная сталь или хатараки?


Поскольку я оказался на том форуме (см. пред. пост), то посмотрел, о чем еще говорят. Я обратил внимание на обсуждение ценности ниэ, ниои и прочих хатараки вместе с рисунком хада. Большинство склоняется к тому, что это не очень то и важно. Между прочим, подобная дискуссия имеет место и в Японии. Конечно, не столь радикально, черное или белое, но тема живет. Действительно, пока меч был востребован как оружие, главным было то, как он рубит и не ломается. Но сделать меч, наиболее соответствующий этим требованиям может лучше всего тот кузнец, который управляет всеми нюансами процесса создания. Если есть хатараки, значит кузнец виртуозен. Это базовый тезис.
Но имеются многочисленные частности. Мечи в стиле Сагами, обильные на хатараки, только тогда качественные, когда соблюдена вся технология Сагами. Если же это лишь закалка в стиле Сагами, то это "пустышка". Противоположный пример - мечи Мино. Их скромность и дефицит хатараки (не путать с хамон!!!) являются типичными характеристиками этого стиля. Это реальные боевые клинки! Так что хатараки сами по себе не самоцель.
Однако, если у вас есть 10 тысяч зеленых бумажек и вам предлагают скромный клинок Мино со статусом Токубэцу-ходзон и пышный клинок Бидзэн со статусом Ходзон, уверен, что вы предпочтете менее ценный, но более эффектный клинок Бидзэн. Это наша психология включается. Ведь нам хочется много удовольствия за эти деньги - любоваться каждый день самому, показывать друзьям и с гордостью слушать их непросвещенные восторги и поздравления.
И все же. Хатараки и хада - это классно! Я имею возможность держать в руках качественно полированные клинки Камакура-Намбокутё со статусом Дзюё и выше и помню их очень ярко. Неописуемая красота! Это сродни увлечению сигарами и коньяком. Когда куришь и пьешь продолжительное время, "въезжаешь в тему" и постепенно начинаешь ценить. После этого ничто дешевое в рот не лезет:) Так и с японскими мечами. Увы, но без продолжительной практики не получится их "распробовать".
P.S. Опасайтесь словоохотливых участников форумов, которые в японских мечах не разбираются, но долго и нудно убеждают остальных в своих глупостях. Типичные самовлюбленные личности сродни хатараки снаружи, но мутные и блеклые внутри.



Матчасть учить будем???


На одном форуме (мне прислали ссылку посмотреть) некий пользователь выложил фотографии клинка меча с просьбой его атрибутировать. Обсуждение клинка меня расстроило. Да еще на мою книгу ссылались. Горизонтальную опиловку хвостовика посчитали чертой "ити" школы Итимондзи, запутались в количестве и предназначении многочисленных мэкуги-ана и тд и тп. Дальнейшее считайте руководством.
1. Если просите оценить клинок, выкладывайте качественные фото.
2. Без размеров клинка какая может быть экспертиза?!
3. Не надо путать опиловку с иероглифами. Это все равно что корова и бутерброд. Вроде как мясо, но одно бегает, а другое отбегало давно.
4. Учитесь "читать" хвостовики.

В данном случае имеем 4 отверстия, из которых одно, а возможно и два - двойные. Что это значит? Это значит, что этот клинок 4-6 раз перемонтировали, каждый раз его укорачивая (нынешнюю длину клинка, указанную в регистрационной карточке, все участники обсуждения проигнорировали). Что значит множество перемонтировок? А то, что чем ближе к хабаки, тем отверстие "свежее". Соответственно, чем ближе к концу хвостовика, тем оно "древнее". Что это значит? Это значит, что крайнее маленькое отверстие ближе к оригиналу и первоначальная длина клинка была ... посчитайте сами. Почему это крайнее отверстие смещено? Потому что геометрия клинка, вернее хвостовика преднамеренно менялась под очередную рукоять. Мысленно продлите линии нынешнего клинка в сторону хвостовика и получите предполагаемые очертания первоначального хвостовика. Где окажется крайнее отверстие? На своем, подложенном для него месте.
5. Что нам дает подобный анализ хвостовика? Очень длинный (изначально) клинок. Когда такие делали? В период Намбокутё. Что еще характеризует клинки того периода? Учим матчасть. Удлиненная киссаки характерна для тех клинков (не длинная , а удлиненная в сравнении с клинками Камакура!!!). Фотографии плохие, но вроде как она удлиненная! Что еще? Ширина клинка возле киссаки должна быть незначительная. Что у нас? Неизвестно. Автор поста ничего не указал. Так что первые заключения такие.
Так и хочется спросить сообщество любителей Нихонто - вы советскую школу заканчивали, где учили размышлять логически и последовательно на основе знаний, или современную с крестиками напротив ответов в листах-опросниках?



Кто самый крутой на планете Земля?!


Лет десять назад общим было мнение о превосходных свойствах японских мечей. Некоторые максималисты впадали в угар, отстаивая подобную точку зрения. Сегодня маятник качнулся в обратную сторону. Оказывается, катана - так себе большой ножик, не способный противостоять рыцарскому мечу, мечу ландскнехта, рапире, шпаге, шашке, сабле .... Ребята, вы про маузер не забыли??? С одной стороны, это расплата за те ожидания, которые на катану возлагались, но они оказались из разряда мифов. С другой стороны, а кто эти ожидания возлагал?
Я не могу принять все эти "тесты" на Ютюбе, где рыцарским мечем рубят или ломают катану. Это бред. Это ни о чем не свидетельствует. Рыцарские мечи разные и катаны разные. Взять катану для гражданского платья, легкую как перышко, "заточенную" под мгновенное выхватывание и стремительный порез, и угробить ее мечом, предназначенным для боя в максимилиановском доспехе, - ребята, что за тараканы в ваших головах??? Это как пустить десантную маневренную танкетку на тяжелый танк Абрамс - результат будет схожий.
Все эти споры о достоинствах и недостатках того или иного ХО очень привлекательны. Я к ним то же не равнодушен. Но наши знания о фехтовании где бы то ни было когда бы то ни было - ничтожны. Самое близкое к нам спортивное фехтование на саблях и рапирах не имеет ничего общего с фехтованием на реальных клинках.
Я удивляюсь, в частности, великому разнообразию французских клинков наполеоновской эпохи и реставрации. Наука была развита, военный опыт огромный. Казалось бы, достаточно причин выработать идеальный клинок для своей эпохи. Но нет, форм клинков во Франции огромное. Я не про разницу между кирасиром и офицером инфантерии говорю - различия в их клинках очевидны, речь о другом... короче, ясно тем кто в теме. Почему так?...
Французы бились с англичанами и русскими, разнообразные немцы участвовали во всех этих заварушках, но единого клинка не выработалось. Это не патрон определенного калибра и проч. Если клинок врага лучше моего, я постараюсь заменить свой прежний на новый вражеский. Но нет!
Или такой пример. Японцы общались с европейцами в 16 в. достаточно долго и плотно. Японцы приняли от них огнестрельное оружие, цельную кирасу, цельный шлем... но не приняли алебарды и рапиры. казалось бы, у рапиры и тонкой шпаги больше шансов пролезть в щели пластинчатого японского доспеха, но не приняли практичные "обучаемые" японцы этого оружия! Вот вопрос интересный.
Что я хочу сказать.... У меня нет ответственного мнения, почему оружие было разнообразным. Я не нахожу у других обоснованного суждения на этот счет. Если же мы все не являемся практиками, то наши тесты и суждения - базарная "шелуха".
Единственное, что могу сказать о Японии на это счет, заключается в следующем. С 1600 по 1864 гг. в Японии не было войн. Не было прогресса вооружения. Доспехи делались в точном соответствии с их истлевшими прототипами. До крушения сёгуната японцы жили в том же средневековье, что и при его утверждении. Но клинки видоизменялись! Потому что продолжалось развитие методов поединка. От изогнутых клинков пришли к прямым клинкам эпохи Камбун, "побаловались" ими и вернулись к изогнутым. Несомненно, японцы, не будучи дураками, зачем то тратили свое здоровье на все это.
Поэтому, когда начинаются жаркие споры, чей клинок самый лучший, пусть слово скажет тот, кто знает ответы на перечисленные вопросы владения теми или иными клинками. Такого человека я с интересом выслушаю. От клинка требуется не просто некая сумма "эксплуатационных" свойств. От клинка требуется принести победу его хозяину и сохранить его здоровье. Поэтому надо сравнивать не двуручный меч ландскнехта с катаной, а самого ландскнехта с его мечем и самурая с его мечем. А это уже совсем другая история.
Была на канале Дискавери "реконструкция" поединка рыцаря и зулусского воина. Оказалось, что у африканца дела не так уж плохи. А вооружение у него - кожаный щит и деревянная палица с копьем. Казалось бы, кому в здравом уме придет такое в голову!



Его Величество Фальшак !


В мире Японского меча рулит фальшак. Среди специалистов называются разные цифры. С трепетом могу озвучить самую жуткую, что я слышал, – 90% японских клинков имеют фальшивые подписи. Или фальшивый сертификат Хонами. Или фальшивую подпись на сирадзая уважаемого эксперта. .....Жуть! Так что, господа коллекционеры, без сертификата НБТХК нам и шагу не ступить. Это даже не минное поле, это одна большая мина, над которой мы «висим».
Оно конечно, на японском рынке клинков без сертификатов в разы больше, чем с ними. Вопрос, почему бы хозяевам их не получить. Цена клинка да и самооценка хозяина от этого лишь вырастут. Только тем и можно объяснить это, что получить сертификат не удастся. Так что, если вы хотите купить авторский клинок любого века кроме 20-го, бдите во всю мочь! Если же вам достаточно чего-либо японского вообще, расслабьтесь и получайте удовольствие.
Здесь хочется выразить досаду и по поводу того, что мы, беспринципные и безнравственные, сотворили со своим русским оружием. Купить шашку царской армии без Анны, Георгия или «За храбрость» стало трудновыполнимым занятием. Все, что только можно, мы уже «украсили». Стыдно! Ведь это наша история. Это наши символы. Ради нескольких сотен забугорной зелени мы низвели символы доблести наших прадедов до уровня детских значков. Тьфу в глаза всем этим алчным торгашам!



Японские мечи переоценены?


Действительно, приличную европейскую рапиру 17 в. и булатный иранский шамшир приличного качества реально купить за 4 тыс. евро, но японский меч за эти деньги вряд ли будет выглядеть эффектно. Уже после этой фразы надо сделать остановку и вдуматься. Что есть приличная рапира? Не замученный перешлифовками и не укороченный клинок, эфес без утрат, оплетка оригинальная. Наверно так. Иранский шамшир также подходит под это разъяснение, с учетом своей специфики, конечно,- качество клинка шамшира мы в состоянии оценить по рисунку булата и доплатить за него больше, если качество стали превосходное. При этом, в обоих случаях, мы не знаем кузнеца рапиры и шамшира. Если мы знаем, что рапира сделана в мастерской Пиччинини, или, третий случай, наполеоновская сабля из мастерской Бутэ, то это уже совсем иные деньги. Клинки Бутэ продаются за 30 тыс. То есть подтвержденное известное авторство резко удорожает клинок.
С японцами аналогично. Во главу угла поставлен сам кузнец (затем школа, затем провинция), имя которого известно, так или иначе котируется и имеет денежную оценку. Но так как японские клинки в подавляющем числе идентифицированы, то мы всегда покупаем авторскую работу. Это ближе к покупке скульптуры или живописи, где цена зависит от имени. Здесь можно нащупать точку начала ценообразования (естественно, то, как высоко котируется тот или иной кузнец, определяет внутренний японский рынок, а мы следуем в его фарватере).
Безымянный и безродный замученный клинок катана периода Эдо можно купить без проблем за 800-1000 евро. Это полностью совпадает с ценой за валлонский меч с такими же характеристиками. Только никому не приходит в голову отполировать "валлонца", а "японца" отполировать следовало-бы, что стоит 500 евро и более. А еще сирадзая сделать для него за 300 евро. После этого "японский валлон" подорожает в два раза. Увы, это издержки японской тематики.
С другой стороны, рыцарские мечи 14 в, ржавые и укороченные, продаются от 6 тыс. евро и выше. За эти деньги реально купить не убитый японский меч 14 в. без подписи в хорошем состоянии и прекрасно полированный. Здесь японец предпочтителен, так как он с сертификатом НБТХК и известна школа вплоть до деревни, где он был выкован. То есть цены опять таки равны или даже в пользу японца.
Еще один важный нюанс. Глядя на два-три клинка Пиччинини, вы не можете оценить их качеств. Вы радуетесь подлинным клинкам известного мастера. Не более того. Глядя на два-три клинка отдельно взятого японского кузнеца, благодаря прекрасной полировке вы можете выбрать тот, который вам нравится больше. А это уже предмет для отдельного торга!
Этого обзора достаточно, чтобы понять, что японские мечи не переоценены. Они оцениваются иначе. Рапира состоит из клинка и эфеса. Эфес папенхаймер можно купить за 600 евро, а можно за 6 тыс. Приличная японская цуба стоит столько же, но есть и 100 евро, и 10 тыс. евро. Еще есть пара фути-касира, также от 100 до 10 тыс. евро. Еще есть когатана с рукоятью кодзука, оба со своей ценой. Еще когай не бесплатно. Наконец, ножны, сделанные лишь бы как или произведение искусства с использованием настоящего золотого порошка. Имеет ли все это рыночную цену по отдельности? Да. Есть ли что-либо из перечисленного в европейском или восточном ХО? Нет. Кроме того, если вы покупаете клинок в Японии, лучше заранее подумать о его безупречном виде на ближайшие 50 лет - зачем вам мутная старая полировка? Прежде чем его отправят на ваш адрес, пусть японский полировщик "освежит" его. Это то же стоит денег. Полируете ли вы клинок рапиры? Нет. Трудно ли протравить железным купоросом клинок иранского шамшира? Нет. Отполируете ли вы японский клинок самостоятельно? Нет.
Поэтому я не склонен считать японские мечи переоцененными. Они состоят из многих антикварных деталей, имеющих самостоятельную ценность от.. и до.. и, как показывает мой опыт, зачастую разобранный на детали японский меч можно продать врозь дороже, чем собранный. Тут уже можно говорить о некой скидке за своеобразный опт:)



Семья Абэ - реальность не для любителей Голливуда


Отталкивает постоянное стремление массового искусства идеализировать и приукрашивать мрачную сторону убийства. Это особенно стало рельефно видно после просмотра фильма "Семья Абэ". Те, кто думают, что фехтование японским мечом делает их (в собственных глазах) немного брутальней, чем они есть в действительности, рекомендую к просмотру.
Не следует много говорить о военных подвигах тем, кто умеет лишь тыркать клавиатуру. Не следует говорить о военной целесообразности тем, кто пороха не нюхал. Я бы желал, чтобы многие журналисты, политологи и проч. московская шушера понагибалась бы от пуль в окопах. Лишь тогда слова этих болтунов с нежными пальцами обрели бы смысл.
Короче! Только смерть в ее не приукрашенном беспощадном виде, только встреча с ней позволяет мужчине говорить о войне и мече весомо. Все остальное - треп! Фильм о семье Абэ может помочь разрушить взгляд на меч как на игрушку.




Перевязь Портоса – фасад в золоте, на спине дерюжка


Хотите купить японский меч? Заработали достаточно денег, чтобы порадовать свое мужское начало? Поздравляю... и сочувствую. Японское оружие – тема очень сложная. Вам не обойтись без специалистов. Лучший путь – на аукцион. Там все круто, респектабельно, с гарантией. Хотелось бы согласиться, но не могу. Опыт не позволяет. Вот что предложил недавно один московский аукцион: http://www.gelos.ru/month/nov2011oruzh/toplot.shtml
Описание первого лота содержит следующее:«...Клинок относится к типу hira-zukuri (плоская форма)....Острие клинка (kissaki) по форме и пропорциям относится к типу o-kissaki... Высокое качество клинка и его хорошая сохранность делают представленный меч крайне интересным для коллекционирования... Имеется зарегистрированное экспертное заключение Росохранкультуры...»
Достаточно бросить мимолетный взгляд на фото, чтобы понять, что это не хирадзукури. Если бы писавший текст человек хоть что-то понимал в японских клинках, он не указал бы наличие о-киссаки, которых вообще не бывает у плоских клинков хирадзукури.
Если автор текста не знает основ, как он может судить о высоком качестве клинка? На основании чего сделан вывод о том, что данный меч «крайне интересный»? И с чего списаны эти ошибки, не с заключения ли экспертов Росохранкультуры? Или их заключение было проигнорировано, или в нем те же ошибки. И куда деваться несчастному коллекционеру с его деньгами? Или кто-то уже купил данное «сокровище»?



Сугуха-хамон


Эта тема вслед за темой "Черные ножны", потому что их объединяет внешняя скромность.
Многим коллекционерам хочется купить меч с пышным хамон тёдзи. Он яркий и эффектный. Однако, с точки зрения мастерства он значительно проще в изготовлении, чем хамон сугуха. Судите сами - слой термостойкой глиняной оболочки должен выдержать резкие перепады температуры от комнатной до 750 (около) град. и обратно и при этом не отвалиться. Очевидно, что при хамон тёдзи локальные термо-расширения/сжатия глиняного слоя по всей длине клинка будут взаимно компенсироваться из-за изгибов контура оболочки. В случае хамон сугуха ситуация бескомпромиссная - никаких локальных компенсаций! Глиняная оболочка целиком нагрелась и охладилась и нигде не отпала и даже не отошла от клинка. Согласитесь, этого добиться сложно.
В хамоне тёдзи из-за его пышности не всегда заметны упущения в работе кузнеца, недостатки закалки. В хамон сугуха все очевидно и для неопытного взгляда. Поэтому стоит более внимательно относиться к скромным клинкам, таким как клинки традиции Мино (кузнецы школ Дзэндзё и Канэсада, др.). Сугуха с толстой плотной напряженной линией ниэ по всей длине клинка на порядок выше в качестве всяких пышных тёдзи традиции Бидзэн, если кроме этой внешней пышности они ничего не содержат.
Вообще, давно заметил уместность сравнения мечей с женщинами :) Важно найти свой меч (как и свою женщину). Клинки бывают разные по характеру - колуны и верткие (женщины то же верткие встречаются). Клинки бывают привлекательные на первый взгляд, но "пустые" при детальном знакомстве с ними (аналог блондинки в шоколаде за рулем белого мерседеса). А бывают - хамон сугуха и черное косираэ - очень сдержанное, но настоящее практическое оружие (как верная жена, искусная в любовных ласках и умеющая жарить вкусные котлеты).
Сколько мужчин сгорело как мотыльки, летящие на свет, из-за тяги к внешней женской красоте? Сколько самураев потеряло жизнь из-за перерубленных противником клинков мечей? Сколько коллекционеров повелось на внешнюю привлекательность клинков, "потеряв" деньги? Имя им - ЛЕГИОН!



Сколько литров до Луны или куча-мала по-японски


Изучать традиционные японские ремесла весьма не просто из-за отсутствия систематизации. Внимание японцев к мелочам и деталям превалирует над вниманием к системе. Движение от общего к частному затруднительно.
Поясню на примере. В одной уважаемой книге японского историка лаков перечисляются лаки группы кавари. В этом списке присутствуют лак Цугару, лак Кара и лак Татаки. Для нашего системного мышления подобное не объяснимо. Лак Цугару - это общее понятие для четырех основных и очень различных техник. Лак Кара - одна из этих четырех техник, а лак Татаки - подвид лака Кара. То есть, в одном списке мы имеем три неравнозначных термина. Это как перечисление автомобилей: Пежо, седан, прямой впрыск топлива.
Подобный микс весьма часто встречается в японском мышлении и создает реальные проблемы для системного европейского мышления. Приходится создавать или пытаться создать собственную систему (вырабатывать новую методологию), чтобы понять предмет изучения. На это уходит масса времени, большая энергия и требуется гибкость сознания.



Черные ножны


Наши коллекционеры японских мечей недооценивают черный блестящий лак на ножнах. С этим приходится сталкиваться постоянно. Всем хочется иметь красочные ножны. Красные, в крапинку, с золотой крошкой, перламутром и проч. Но если подумать, то какое отношение к суровой самурайской действительности такие ножны имеют? Уже в самом начале периода Эдо сёгунатом был утвержден к обязательному применению строгий черный стиль. Черные ножны, черный шнур рукояти, черный шнур ножен, черного цвета детали. Все самураи на службе носили такие мечи. В такой оправе много благородства, суровой сдержанности, строгой изысканности. Такая оправа отражает дух воина, а вовсе не крикливые раскраски.
В качестве аргумента иногда высказываются соображения, что эффектные цветные ножны сложны в изготовлении, они дорогие и демонстрируют виртуозное мастерство лакировщиков. Это совсем не так! Черные блестящие ножны куро-роиро намного сложнее в изготовлении, чем пятнистые цугару и вакаса или лаки с золотой крошкой насидзи. Технология куро-роиро требует значительно большего мастерства, чем другие лаки.
Конечный результат - ярко блестящий глубоко черный лак - достигается с большим трудом.
Во-первых, накладывается около 20 слоев черного лака.
Во-вторых, каждый слой после высыхания шлифуется для удаления поверхностной мутной тонкой пленки лака и обнажения ниже лежащего основного черного слоя. Это важный секрет - новый черный слой накладывается на обнаженный высохший черный слой. Благодаря этому достигается глубокий чистый черный цвет в конце работы. Именно поэтому для куро-роиро в процессе работы используют самые прозрачные и дорогие лаки.
В-третьих, поверхность такого цвета и блеска обнажает все дефекты и демонстрирует все ошибки, допущенные в процессе работы, что легко скрывается в цветных лаках. Поверхность может "гулять, прогибаться", а не быть строго плоской и ровной и это легко заметно глазу даже неопытного человека. А как избежать подобного "гуляния", если поверхность шлифовали 20 раз!? Только если каждый раз работу делали так, словно это конечная отделка.
В-четвертых, любая пылинка и песчинка, штрихи от шлифовального камня и проч. также видны.
Этот список лишь самых очевидных особенностей изготовления куро-роиро может быть продолжен. Поэтому следует более внимательно отнестись к подобным ножнам японских мечей. Наличие подобных оправ в коллекциях свидетельствует о тонком понимании предмета хозяином коллекции и может лишь приветствоваться. В качестве еще одного аргумента в пользу блестящих черных ножен куро-роиро приведу следующий факт. На соревнованиях НБСК 日本刀文化振興協会в группе лакировщиков ножен в 2010 году 1 и 2 призы получили мастера Тэрухиро Кисино и Мицухидэ Кояма, представившие жюри ножны черного блестящего лака. Японцы прекрасно понимают и красоту, и сложность изготовления таких ножен.



Японский мусор


Удаленность и специфика культуры и языка Японии имеют для любителей японского меча одно побочное следствие. Все, что мы знаем о японском мече, это его высокое качество. И клинок, и шлифовка, и оправа, и так далее. Не так просто из Москвы увидеть нечто попроще, чем Итимондзи или Котэцу (утрирую). Однако, непосредственно на месте, то есть внутри Японии, можно постоянно лицезреть "горы" убогих, отвратительно кованных клинков в не менее убогих оправах, которые порой и не назвать традиционными японскими оправами. Не раз слышанное мной утверждение, что тот или иной предмет сделан по-японски безупречно, или что некий японский предмет оставляет странное впечатление, так как он не идеален следует считать проявлением свойственной нам идеализации иностранного вкупе с недостатком информации.



Достойный фильм


Моя "любовь" иронизировать над романтизацией самурайства и их идеалами нашла поддержку. Посмотрел в высшей степени нравоучительный фильм "Харакири (или Сэппуку)" Масаки Кобаяси 1962 года. Первоначально ясный сюжет постепенно заводит в дебри человеческой нравственности или безнравственности, ответственности и безответственности, долга и поверхностной напыщенности. Рекомендую всем!



Да вспорите себе животы и заткнитесь!


Японский премьер и глава мида выразили раздражение и возмущение визитом президента Медведева на Курильские острова. С чего собственно вдруг мышиный писк и шорох в углах? Забыли про маршала Жукова? Япония, как полноправный участник гитлеровского триумвирата и виновник массового истребления гражданского населения материкового Китая (за что по сей день не извинилась), несет весь груз ответственности за свои злодеяния. С нее этого груза никто не снимал. Потерпев сокрушительное поражение на суше и на море, Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции. Слово "безоговорочная" здесь ключевое. Оно означает, что победители делают с побежденным все, что захотят. Упраздняют императора и вводят республиканское устройство, дарят Хоккайдо Китаю в качестве компенсации за жертвы, объявляют государственным языком суахили, вводят многоженство, запрещают побежденным есть рис и пить сакэ и все, что только может прийти в хмельную голову празднующего победителя (так что японцам еще повезло). Именно в силу Акта о капитуляции Курильские острова окончательно стали нашими и это закреплено в документах ООН. И статус побежденных с японцев (как и Германии) никто не снимал.
И никто на это не пойдет, иначе полякам придется отдать немцам Данциг и потребовать от литовцев Вильнюс, а Италии отдать Триест (не известно кому) и потребовать Ницу, а еще есть город с не французским названием Страсбург... мало не покажется старой Европе.
Поэтому надо сесть премьеру Японии на пару с МинМИДа и вспороть себе животы, так как предвыборные обещания им не выполнить, а потеря чести для самураев хуже всего.
P.S. Сколько воплей мы слышали по поводу проигранной русско-японской войны. Но полуправда хуже любого вранья. Наш дипломатический корпус блестяще закончил бумажные сражения. Прочитав подписанные русско-японские договоры о заключение мира, японцы вывесили по всей стране траурные флаги! Проиграв сражения снарядами, мы выиграли финальную дипломатическую битву. Об этом сегодня почти никто не знает.



Достойный сайт


Побродил в рунете и нашел сайт Виктора Кузнецова - http://www.kuznec.com. Остался очень доволен! Автор в теме, глубоко и прочно, мыслит без оглядки на авторитеты и романтику, говорит сухо и по делу, без вступлений и воды. Рекомендую для вдумчивых теоретиков и въедливых практиков. Сразу упреждаю обвинения в рекламе - с ВК я не знаком.



О силе кино


Посмотрел итальянский фильм "Потерянная звезда". Итальянский инженер едет в Китай на сталеплавильный комбинат и пользуется услугами китаянки-переводчицы. Никакого Шаолиня. Две цивилизации, китайская и европейская - два мира, два микромира - мужчина и женщина. За спиной каждого - поколения ушедших в мир иной предков, а также мыслителей, поэтов, правителей, всех, кто создавал величие, канувшее в небытие. Мало диалогов, много бездонного неба, взгляд на мир широко открытыми глазами. Впечатление фильм оставляет сильное - Мы и Они, совершенно разные, хотя анатомия одна. Китай словно планета из другой галактики. И даже слова одни, и понятия одни, но все совсем иное. Как смешны после этого фильма попытки через цигун или фэншуй приобщиться китайской мудрости, через выёгивания на коврике приобщиться мудрости индуистской или через поклоны на входе в додзё почувствовать себя самураем.
Мы другие, мы иные, у нас другие гены, другие предки, другое наследство, духовные ориентиры и системы ценностей. Не следовать за кем-то, будь то Запад или Восток, но познавая их, познавать себя, дорожить своей национальной уникальностью и не затеряться в этом огромном и тесном мире, где присутствует конкуренция народов и цивилизаций.
Фильм сильный во всех отношениях. Есть еще порох в итальянском кинематографе!



О блеске и убогости посредственности


Посмотрел "Робин Гуда". К концу фильма, когда началась массовая разборка англо-сакских аборигенов с оккупантами-лягушатниками, я откровенно зевал. Все мельтешит по экрану, куча-мала беспросветная, где кеды, где кольчуги, не разобрать, фарш какой-то. Все это уже приходилось видеть много раз. Ничего талантливого. Сюжет дребедень - Робин то оказался не простой мальчик, прыгнул из грязи в князи и такие предвыборные спичи из него поперли о демократии да свободе, Ленин в гробу перевернулся бы от зависти. Пропагандистская агитка да и только.
Но как красиво все подано! Оружие, доспехи, амуниция, предметы быта, одежда, седла, палатки, осадные орудия - перечислять можно долго. Не фильм, а учебник средневекового быта и оружия вплоть до маленького кожаного шнурочка. Блеск, да и только. При отсутствии содержания умеют сделать упаковку эти западные киношники!
Чего не скажешь о киношниках отечественных. Как были 3+1 мушкетеры при Брежневе бутафорски упакованные, такими и остались. Последний фильм о них мог быть намного правдивее в деталях. Не такие дешевые ткани, перья, украшения дам, одежда мушкетеров - все должно быть на уровне Робин Гуда. Тоска!
Французские мушкетеры - не моя тема, но мне известно, что их было две роты, первая имела золотой крест на эфесах, вторая - крест серебряный. В любом случае их оружие было форменным, а не разносортица как в фильме, у офицеров часто колишемар, у солдат - тяжелые крепкие клинки. Ведь мушкетеры шли в авангарде атаки на редуты неприятеля, делали залп, вынимали клинки и бросались на укрепления. Здесь необходимо совсем не то оружие, которым изящно машут в фильме.
Был в истории советского кинематографа фильм, убедительный в последней мелочи - Король Лир! Кирасы, морийоны, рапиры, копья, арбалеты, повозки, палатки, светильники - все по высшему разряду. Значит могут, когда хотят! Увы, больше не хотят...Вот мы и лицезреем убогость посредственности.



О ценах на книги


В России между творчеством и торговлей имеется зияющая пропасть. Я, как автор, не имею никакого отношения к ценообразованию на мои книги. Я не автор детективов для метрополитена, лексусом благодаря бумагомарательству, увы, не разжился. Все что могу посоветовать - это купить книгу (Изготовление) в самом издательстве, что исключит накрутки посредников. Или качать из интернета, против чего принципиально не возражаю, если только за скачивание не пытаются брать деньги. Это уже беспредел полный! Так что или распечатывайте на домашнем принтере, или подождите переиздания (История и Экспертиза) и купите в издательстве.



О переизданиях


«История» издавалась давно - с учетом того, что читатель в массе своей не владел на тот момент специальной японской терминологией, не был готов принять японский тип мышления и, вообще, все для него было ново. Если бы я издавал «Историю» без оглядки на это, она была бы в три раза толще - материал позволял сделать это. Но читатель просто утонул бы в обилии японских слов, имен, названий, терминов и сдался бы перед сложностью новой для него темы.

В подтверждение этого говорит и то, что уважаемые музейные работники и ведущие оружиеведы страны на стадии подготовки «Истории» рекомендовали мне заменять японские термины привычными русскими. Я сделал как считал нужным, так как считаю, что любитель японского меча должен владеть терминологией в полном объеме. Сегодня читатели уже продвинутые, японскими терминами их не испугать, исторической ретроспективой не озадачить. Можно писать полноразмерно, «широкой кистью». Поэтому, переиздание «Истории», о чем меня спрашивают регулярно, я вижу как увеличенное в объеме описание эволюции японского меча, дополненное двумя независимыми частями – справочником кузнечных школ и мастеров и справочником ювелирных школ и мастеров. Все эти три части должны быть помещены в одном томе среднего формата (я с самого начала настаивал на формате «Истории» ближе к альбомному, но издатель сопротивлялся, хотя после издания «Экспертизы» признал мою правоту). Если Бог даст мне здоровья, переиздание «Истории» увидит свет года через три-четыре.

«Экспертиза» была написана в полном объеме, как мне того хотелось изначально. Переделывать ее смысла не вижу и сегодня, но идеи могут появиться в результате работы над «Словарем», которым я занят сейчас. Поэтому, сперва «Словарь», затем «История», а там посмотрим.



Об авторской работе и компиляциях


Оригинальные мысли и самостоятельное творчество есть то, что делает работу авторской. Я имел собственную концепцию, свой взгляд, уже в самом начале своего изучения японского меча уже много лет назад и следовал им все время. В «Истории» я предложил изучение меча в контексте истории страны, экономических и культурных перемен, имевших место в то или иное время. Эволюция общества - эволюция культуры и науки - эволюция методов боя - эволюция вооружения - эволюция клинка - эволюция оправы - эволюция школ ковки. Вот мой подход. При этом должны в изобилии присутствовать документы и исторические хроники, желательно те, которые прежде не публиковались, например, законы об ограничении и запрете на ношение мече в начале эпохи Мэйдзи - эти документы по моей просьбе прислали мне из НБТХК. Благодаря обилию документов в тексте читатель делает выводы самостоятельно, после размышления и осмысления, погружения в уникальную среду. Этого в англоязычных книгах по данной тематике нет. Я придерживаюсь мнения, что японский меч нельзя изучать обособленно, фрагментарно (см. в статье А.Синицына о фрагментарности японского научного подхода). Японскую фрагментарность повторяют и европейские исследователи, за что я их не люблю и не использую. Из всего обилия европейской литературы хватит пальцев одной руки для пересчета достойных книг.

Далее, я постарался выработать системный подход изучения клинка, оправы, деталей меча. Опять-таки отсылаю к статье А.Синицына, где говорится и о запутанности, ненаучности и нелогичности японского метода. Насколько это получилось, судить читателю, но «Историю» и «Экспертизу», перегруженную терминами, читать, по отзывам, легко и понятно. В книгах других авторов, изданных после этих моих книг, мне подчас ясно видно применение моего метода изучения меча, например в книге Скраливецкого о цубах. То есть сообщество российских нихонтолюбов приняло предложенную модель.

Третье, так как мне посчастливилось учиться ковке клинков у замечательного кузнеца И.Басова (о чем ношу на запястьях следы о прожогов – брызги жидкого металла летели из под молота, падали на мокрые кожаные краги, прожигали их и прожигали мою собственную кожу, оставив навсегда следы) мне удалось получить от учителя нечто большее, чем технические навыки, – некое системное понимание Железа, уважение к нему, интуитивное чувствование Клинка, символа мужественности, Грани между жизнью и смертью, Ответственности того, кто владеет Клинком и извлекает его из ножен для прекращения цепочки дней жизни другого человека в этом Мире. В результате появилось аллергическое неприятие баек, попсовости или просто глупостей, которые я несколько раз критиковал и в статьях, и в третьей книге «Создание». Например, нет в японском мече молибдена и проч. легирующих металлов, нет в них безумной твердости, а если она и встречается, то ей сопутствует хрупкость, и многое многое другое.

B отличие от некоторых авторов, которым есть что сказать о мечах, замках, дуэлях, реставрации и проч. одновременно, я занимаюсь исключительно японскими мечами и даже в цубах чувствую себя менее уверенно, чем в клинках, о чем смело говорю. Цуба, и японская ювелирка в целом,- это совершенно самостоятельная и глубокая тема! В одной статье я упоминал японца – специалиста по боевым шлемам, но не доспехам. Так оно и должно быть!!! Хорошо знать даже сопутствующие темы невозможно. Так что для меня главный интерес – клинок, затем его оправа, и декор деталей на третьем месте.

Что касается работы со всей доступной специальной литературой, так это я очень люблю! Когда я интересовался буддизмом, однажды я с радостью приобрел книгу одного специалиста, членкора РАН (обойдусь без рекламы), в которой список использованной литературы составил 20 страниц мелким шрифтом, а авторская часть лишь 100 страниц. Вот где автор «перекопал» всю доступную инфу!!! Вот за что членкорами РАН становятся!....В реальной научной среде, чем больше автор источников использовал, тем более ценна его работа.

Встретил в рунете замечания, что в «Экспертизе» в главе об испытаниях мечей я на 80% использовал «материал из книги Джоли и Хогитаро, которые сами использовали старинные японские тексты». Здесь можно улыбнуться нелогичности фразы – почему я не мог использовать эти старинные тексты сразу? Наши читатели не верят, что эти книги доступны? Речь идет о семейной книге Ямада, испытателей мечей 17 в. Дело в том, что все исследователи, и в первую очередь японские, используют эту книгу – другой подобной книги нет и не было, а самостоятельно рубить трупы в наши дни никто не собирается. На эту тему существует лишь одна книга Ямада и с ней все работают. Что касается Джоли и Хогитаро, то я их книгу не видел, в руках не держал, тем более что это соответствует моему принципу – работать с японскими источниками. Пожалуй, я выложу на сайте фрагмент из книги Ямада, который европейцы никогда не читали.


Кстати, русский читатель в трех моих книгах имеет возможность прочитать многие важные японские тексты, которые европейцам и американцам не доступны.



О дефиците информации


Как бы в продолжение предыдущей темы хочу поделиться некоторыми наблюдениями. Оправы японских мечей весьма красочные и разнообразные. нам хочется это разнообразие как-то классифицировать. Например, мы знаем утигатана-косираэ, внутри этой группы различаем сацума-косираэ, хиго-косираэ и другие. На мой вопрос о доступности информации на эту тему, уважаемые японские эксперты, мнение которых не подвергается сомнению, ответили, что такого в Японии нет! Впоследствии, действительно, я вынужден был собирать инфу о разновидностях косираэ в буквальном смысле по осколкам, что и продолжаю делать сейчас. Удивительно, но факт - некоторые, на наш взгляд очевидные вещи, в японском сознании не находят достойного, как нам кажется, места. Это опять отсылает нас к статье А.Синицына, которую я считаю крайне актуальной.

Не лучшим образом разработана в современной Японии и тема использования шкур морских животных. Есть современные мастера, использующие самэ, но нет ни объемных исследований, ни классификации. Сейчас, при работе над Словарем, я даже в терминологии испытываю проблемы, так как многие шкуры обозначены азбукой катаканой, что не позволяет их полноценно изучить.

Более того, я лично знаю ситуацию, когда современные уважаемые японские изготовители косираэ рады тому, что русские коллекционеры японских мечей заказывают у них дорогие, то есть сложные в изготовлении роскошные оправы для новоприобретенных мечей! Это позволяет им не потерять навыки, так как японские коллекционеры стоя в сторонке пересчитывают каждую денежку и эта область искусства уже испытывает угрозу исчезновения.

Этот факт может озадачить русских любителей нихонто, так как нас приучили думать, что только у нас все через пень-колоду, а у них там все перфектно. Проблемы есть и у японских нихотоистов - глобализация, макроэкономика и попсовость сознания масс не щадят ни европейских аристократов с их замковыми коллекциями (посмотрите, сколько их распродается на аукционах), ни австралийских аборигенов, ни высоко затратный мир японского меча. Многочисленные интернет-магазины японских мечей, принадлежащие именно японцам, а не европейским торгашам, в последнее время активно предлагают потенциальным покупателям во всем мире японские клинки невысокого качества.



О японских терминах и их русских аналогах



Я являюсь противником применения русских слов вместо оригинальных японских терминов. Этому имеется целый ряд причин.
Первое, многие японские термины являются описательными и состоят из нескольких слов, например "итимай боси" придется переводить как "закалка вершины клинка в виде прямой горизонтальной линии". Этот перевод не является буквальным, но уже тяжелый и не звучит.
Второе, ряд терминов,связанных с какими-либо явлениями из японской культуры. Например "Дзидзо боси", где Дзидзо - имя святого, русскому человеку совершенно незнакомого. Как заменить такие термины русскими, неизвестно.
Третье, мир японского меча консервативный, эта черта признана в Европе и Америке, и если российское сообщество сделало бы попытку переименований, оно оказалось бы изолированным, вернее само изолировалось.
Четвертое, когда приводят аргументы вроде того, что мы легко используем наши термины в отношении европейского оружия, это не производит впечатления сильного аргумента - ведь русское оружие, особенно после петровских реформ развивалось в одном потоке с европейским. А вот даже индейский томагавк было бы нелепо называть топориком или боевым топориком или еще как.
Пятое, слова килидж, шамшир, бебут настолько давно вошли в нашу жизнь, что их применение выглядит органичным и естественным, хотя логичней было бы их как то заменить на что-то русское. Список таких слов был бы велик.
Шестое, не все термины японского меча имеют даже приблизительные аналоги в русском языке. Например, если касира еще можно назвать навершием рукояти, то как называть фути, сэппа и хабаки? Кольцо рукояти, шайба и плоская муфта? Всем должна быть очевидна убогость таких терминов.

Предлагаю отойти от японского меча и взглянуть, например, на мечи индийские. Как там с возможностью замены терминов? Неужели Сосун-пата мы назовем ятаганом с талварной рукоятью? Или наган будем именовать змеевидным мечем? Совсем не представляю, как обозначить меч пахари, рам-дао, адья-катти, маратха-пата или кханда! Или элементы рукояти - мутха - не все они имеют аналоги в русском языке, например длинная загнутая кисть с бутоном - могра на навершии рукояти кханды. Так что любители индийского оружия учат термины не менее усердно, чем любители оружия японского.



О покупке японских мечей


Обо этом сказано много и много раз, но можно говорить еще много. Например, взглянуть с такой стороны: японские мечи покупают одним из трех путей – как художественные мечи, мечи практические и хоть что-нибудь.

Художественные мечи – это те мечи, которые демонстрируют все мастерство хороших кузнецов в лучшем виде – геометрия, пропорции, текстура стали, элементы закалки и т.д. Многие выдающиеся мечи прошлого подходят под эту категорию, с другой стороны многие современные кузнецы работают в этом направлении. Совершенно очевидно, что художественный меч отвечает всем требованиям меча практического, но никому не придет в голову рубить им пластиковые бутылки с водой.

Мечи практические – это то, что предназначено для боя, иаи, тамэсигири. В них превалирует функциональность. Недаром можно прочитать в описании – «меч для иаи».

Хоть что-нибудь – это любой мало бюджетный меч, отвечающий японской традиции – хоть украшенный непроварами и сколами, несущий фальшивую подпись, изрядно потрепанный жизнью клинок без какого-либо сертификата, а также большинство син-гун-то. К сожалению, для большинства любителей художественные мечи не доступны из-за высоких цен, тогда как практические мечи уже не кажутся заоблачными далями, а «хоть что-нибудь» - оно соответственно и стоит.

Чего избегать и к чему стремиться, будь у вас распухший кошелек или мелочь на беляш? Есть ли возможность купить что-то достойное дешево и сердито?
Первое, постараться не брать клинок в плохом состоянии. Японский меч должен быть прекрасно полирован, без трещин, непроваров, сколов, чтобы владелец мог наслаждаться его достоинствами в полной мере.
Второе, постараться не брать клинок без сертификата, если это не современный клинок. Фальшак – всегда фальшак. Платить кровные за обманку не надо.
Третье – искать свой клинок. Они разные чрезвычайно. Как женщины. Поэтому может оказаться, что меч, когда пройдет первое «Вау!», перестанет радовать. Как с женщинами. Поэтому надо проявить выдержку и не жениться на первой встречной. Здесь вполне может оказаться что вы полюбите кривую и хромую, то есть скромный и спокойный меч без всяких там тёдзи-хамон и множества хатараки, без хоримоно и боевых зазубрин на обухе. Ну и что с того что клинок невзрачный? Зато он здоровый (от слова здоровье) и хорошо сидит в руке!
Так что меч должен не только отвечать внешним критериям, но и вызывать эмоциональную привязанность и быть любимым. Вот о чем подавляющее большинство серьезно не думает!

Что касается цен, то предлагаю подсчитать: шлифовка косметическая, включая стадию нугуи, которой часто пренебрегают при продаже европейцам, около 1000, сирадзая около 300, хабаки около 200, сертификат и лицензия на вывоз, затраченное время и поездки продавца к специалистам (в Японии все дорого)– 2000 долларов вложений уже присутствуют. Далее - стоимость самого клинка ручного изготовления (как мы могли забыть о главном!), наценка продавца, который то же хочет кушать, налоги – вот и получается, что 4000 долларов – это начальный минимум для японского меча, отвечающего описанным выше требованиям.

Вот так должен выглядеть купленный вами меч. Это не фото с использованием фильтров или вспомогательных уловок - все это видно невооруженным глазом.



О сертификатах подлинности/статуса NBTHK


Да, наличие сертификата обязательно при покупке клинка. Но есть нюансы.
Первое - если не подписанный кото клинок имеет сертификат, например, что это школа Нио, может оказаться, что эту принадлежность не все эксперты разделяют. Такие случаи бывают.
Другой момент - клинок именитой школы или кузнеца может иметь высокий статус и стоить дорого несмотря на то, что он сильно пострадал от времени, например, сточено лезвие до тонкой полоски якиба. Если бы этот клинок был близок к оригинальному состоянию, то был бы оценен еще выше. Поэтому высокий статус клинка еще не означает, что он полноценный меч.
Третий нюанс - если клинок имеет статус Токубэцу ходзон или Дзюэ, это не обязательно все специалисты признают. В обоих случаях фигурирует субъективный фактор - нечто вроде судейства в фигурном катании на прошедшей Олимпиаде.

Андрей Баженов
Hosted by uCoz